Сочинение
Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.
Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он - яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются. Не считая, конечно, его собственных родителей.
Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана.
Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя. И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец - все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.
Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких - то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей. Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой». Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться.
Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает.
Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман. «Математиком» - отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» - это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему. Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана.
Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне - это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными.
Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам. Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька». Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается.
Госпожа Простакова - это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей.
Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании -
Это влияние матери. А мать Мнтрофана - особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их.
Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».
Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы. Достаточно вспомнить, на что они были готовы - хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось.
Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки...
Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.
Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.
Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями.
Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.
Комедия Фонвизина "Недоросль" - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.
Центральный персонаж пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. "То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится". Никто не смеет противиться ее власти: "Разве я не властна в своих людях".
Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет "воры", "канальи", "бестия", "собачья дочь". К Митрофану обращается: "друг мой сердешный", "дуйленька". Гостей встречает уважительно: "рекомендую вам дорогого гостя 1 ", "милости просим".
Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая "презрелая фурия" очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
- Один ты остался у меня.
- Да отвяжись...
- Нет у меня сына...
С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: "старая хрычовка".
Воспитание и обучение Митрофана соответствует "моде" тогавре-мени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который "малую то лику арихметике маракует", грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от "всякого учения". "Познания" Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность "за людей приниматься", предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
Замечательны фамилии действующих лиц. "Говорящие" фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина - дядюшки Мигрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. "Я и своих поросят завести хочу". "коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку". И гордится этим: "Ну, будь я свиной сын. если..."
Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее "дурак бессчетный" и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство - "скот". Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: "С тех пор, как все. что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем", "Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?" И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: "Экое скотское рас-сужение"".
Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, "старая хрычовка", "гарнизонная крыса".
Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны - это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин - отставной сержант, Кутейкин - дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один - к военным, другой - к церковным служителям.
Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значе ния слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.
Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым "любочестивый человек" должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей - это свод правил, и "...всякое слово врезано будет в сердце".
Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.
Фонвизин - талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.
Сочинение
В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои - представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Центральная героиня пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях». Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
*
«- Один ты остался у меня.
*
- Да отвяжись…
*
- Нет у меня сына…»
Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «друг мой сердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим». С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка». Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны.
Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе - «зоологизация». Собравшись жениться, Скотиник заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажжязся, что, живя с Простаковыми, он жил «фее с лошатками». Таким образом автор подчеркивает мысль о «животной» низменности окружающего мира. Несмотря на то, что жанр пьесы «Недоросль» - комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Мил он. Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе - от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.
В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремления к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувствами и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека-, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире. Воспитательная цель литературы, учение о трех «штилях», в которых писались произведения, употребление практически только литературных слов и выражений, триединство места, времени, действия - это основные черты и правила классицизма.
Русский классицизм сделал некоторые отступления от этих правил. Расширение «низшего штиля» за счет разговорной народной лексики используется как один из способов характеристики героев и изображения пороков дворянского общества. И второе отличие русского классицизма заключалось в готовности откликнуться на конкретные проблемы русской жизни. И поэтому русские деятели просвещения всегда активно участвовали в политической жизни’ страны. Писатели, говорил Фонвизин, «…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, - проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных переданный людей. Крепостничество привело: русское дворянство к деградаций, оно оказалось под угрозой саморазрушения.
Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.
Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки - как часть некого культа, которому поклоняются хозяева.
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном Ha стоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные, добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие; «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» - вот основное правило жизни Стародума. «Вез нее просвещеннейшая умница - жалкая тварь. Невежда без души - зверь». Так Фонвизин охарактеризовал сразу и свет, и Простаковых со Скотининым.
Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдив берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным. Тут врач не пособит, разве сам заразится» - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные, я бы даже сказала, насильственные меры, которые Фонвизин предлагает предпринять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.
Комедия Фонвизина “Недоросль” – первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.
Центральный персонаж пьесы – госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна
В своих людях”.
Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет “воры”, “канальи”, “бестия”, “собачья дочь”.
К Митрофану обращается: “друг мой сердешный”, “дуйленька”. Гостей встречает уважительно: “рекомендую вам дорогого гостя1′, “милости просим”.
Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
– Один ты остался у меня.
– Да отвяжись…
– Нет у меня сына…
С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан – невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость.
К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”.
Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” тогавре-мени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам – отставной сержант Цыфиркин, который “малую то лику арихметике маракует”, грамматике – семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться – смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства.
Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
Замечательны фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные.
И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина – дядюшки Митрофана.
Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. “Я и своих поросят завести хочу”. “коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын. если…”
Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее “дурак бессчетный” и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство – “скот”. Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике.
Например, такие фразы: “С тех пор, как все. что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассужение”.
Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова.
Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.
Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны – это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин – отставной сержант, Кутейкин – дьячок от Покрова.
И своей речью они показывают принадлежность: один – к военным, другой – к церковным служителям.
Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей – Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значе ния слов.
У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.
Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.
Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным.
А разговор Стародума с Софьей – это свод правил, и “…всякое слово врезано будет в сердце”.
Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.
Фонвизин – талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.
(No Ratings Yet)
Характеры героев напоминают персонажей бытовых сказок, в которых высмеивается глупость, лень, невежество, тупая покорность.
В главе цитируются произведения устного народного творчества, встречаются парафразы на многие фольклорные произведения: пословицы и поговорки («Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет»; «стыд глаза не выест», «заблудиться в трех соснах») сказки-небылицы («Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…»); народные песни («Не шуми, мати, зелена дубравушка»).
Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость. Писатель обыгрывает это слово, добавляя еще одно значение: головотяпы – те, кто «тяпает головами». Головы их годятся только на то, чтобы биться ими обо все что попало. Думать эти головы не приспособлены. Лишь когда они поистребили не только соседей, но и самих себя, додумались искать, кто бы им устроил «порядок». Первым делом они хотят, чтобы «князь» наделал солдат и выстроил острог. Глупость их настолько очевидна, что никто не хочет «володеть» головотяпами. При всем том они еще хвастливы: «Нет нас народа мудрее и храбрее!», гордятся тем, что «радушны и гостеприимны».
Наконец они добровольно «пожелали себе кабалы» и приняли власть князя, который готов ими «помыкать». Вор-новотор, который помог им надеть это ярмо, говорит князю: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно».
Город Глупов головотяпы заложили «на болотине» (намек на Петербург, построенный на болотах). Все наместники князя – воры, каждый пуще предыдущего. Кроме «несытого воровства», они подбивают глуповцев на бунты, а потом сами их же усмиряют.
«Исторические времена» начинаются с вопля «Запорю!» Глуповцев необходимо держать в постоянном страхе, они всегда готовы подставить спины под кнуты.
Салтыков-Щедрин использует богатые художественные средства фольклора в сатирических целях. Среди приемов, создающих образы глуповцев, синтаксические (ряды однородных членов, обращения, диалоги, параллельное строение фраз), лексические (устаревшая, высокая лексика в сочетании с низкой, разговорные выражения, искажения), изобразительно-выразительные средства (ирония, сарказм, гипербола, гротеск).
Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. «История одного города» - это история многовекового угнетения русского народа, история, в которой писатель осуждает рабскую психологию, долготерпение, невежество, бестолковость, дикость нравов. Писатель негодует, но и сочувствует народу как любящий сын своего Отечества.
«История города Глупова прежде всего представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чуда вообще», - утверждал Салтыков-Щедрин.
К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется им и терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.
Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества. В этом своеобразие историзма писателя.