По окружающему миру для дошкольников. Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир

Людмила Болдырева
Окружающий мир для детей дошкольного возраста по программе «Мир открытий»

Важнейшая образовательная задача обучения дошкольников - знакомство с родным языком и развитие речи. Именно речь даёт главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей жизни человека. Поэтому курс «Окружающий мир » должен своими средствами служить указанной задаче по развитию речи. Как же достичь этой цели?

Одна из основных задач курса - осознание смысла произносимых детьми слов. Мы сознательно не вводим незнакомые новые слова, поскольку крайне важно помочь детям уяснить и осознать смысл уже употребляемых ими слов обыденного языка. Благодаря такой постановке задачи мы начинаем исподволь воспитывать в ребёнке аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры и научной культуры в особенности, в свою очередь, готовят детей к будущему освоению научного языка; кроме того, установка на осознание смысла слов представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые, прежде Всего, опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов.

Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка. При этом мы фактически используем принцип построения толкового словаря, в котором смысл одних слов обыденного языка поясняется при помощи других слов того же языка.

Общими задачами всех занятий по курсу «Окружающий мир » с детьми этого возраста являются формирование навыков общения (взаимодействия, активация и обогащение словарного запаса, а также развитие моторики, внимания и мышления.

Методика проведения занятий по курсу «Окружающий мир » для дошкольников . Цели и задачи курса определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как именно она является для детей этого возраста ведущей формой деятельности; наряду с игрой важную роль выполняют слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При этом преподавателю или воспитателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это важнейший для нас принцип проведения занятий. Задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей , преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

К концу обучения подготовительной группы игровых сюжетов становится меньше, их отчасти заменяет деятельность с предметами окружающего мира , прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника .

Важнейшую роль в проведении занятий играет один из принципов Образовательной программы «Школа 2100» - принцип минимакса

(А. А. Леонтьев) . Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.

Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника . Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребёнка : с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития ребёнка, с другой - соответствовать уровню его развития. Не следует давать сложных вопросов, они должны быть посильны.

Тематическое планирование занятий рассматривается с двух точек зрения : «Окружающий мир и экология » и «ОБЖ» .

Большинство занятий целесообразно строить в рамках технологии «самостоятельного открытия детьми нового знания» :

1. й этап - введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний . Воспитатель задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей . На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания.

2. й этап - мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!» ). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем» ).

3. й этап - поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний . Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки» , воспитатель корректирует знания детей . При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем. Материал для этих бесед находится в описаниях занятий. Он избыточен. Воспитатель сам выбирает его из текста, исходя из имеющихся у детей знаний и их интересов.

4. й этап - самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему,дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания. Примеры таких игр можно найти в тексте конспекта или задания в тетради.

5. й этап - повторение и развивающие задания.

6. й этап - итог занятия. Дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового. Поскольку занятия с младшими дошкольниками жёстко не планируются, мы не описывали этот этап в каждом занятии.

Учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир » для дошкольников включает методические рекомендации для воспитателя, учителя прогимназии или родителя и пособия для самостоятельного выполнения заданий каждым ребёнком для 2-3 лет (авторы А. А. Вахру- шев, И. В. Маслова, М. В. Кузнецова, для 3-4 лет (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова, для 4-5 лет и 5-6 лет (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, для 6-7 лет (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова).

Работа в пособии для детей описана в конспектах для каждой возрастной группы . Материал разбит на занятия и даётся в большем объёме, чем отведённое для этого время. Это позволит преподавателю или воспитателю выбрать те сведения, которые, на его взгляд, наиболее полно и ярко отражают тему.

Одного занятия (10-30 минут) в неделю недостаточно для ознакомления детей и с природными явлениями, и с явлениями общественной жизни. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в свободной деятельности в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательного и образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми. Совместная работа предусматривает и работу по пособиям, и создание проектов, которых в течение года будет несколько.

Перенос части материалов с занятий в свободную деятельность не означает введения дополнительного занятия. Вовлекая группу желающих детей в игру , воспитатель ненавязчиво преподносит интересные факты, предлагает новые сюжетные линии, не ущемляя при этом самостоятельности детей .

Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд условий :

Занятия должны проходить в спокойной обстановке.

Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.

В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т. п.) .

Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.

Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.

Последние занятия - обобщающие. При их проведении могут быть использованы театрализованные игры, экологические досуги или интегрированные занятия.

На занятиях понадобятся цветные карандаши для работы в пособии и цветные мелки (или фломастеры) для работы на доске.

| Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Игрушки» в первой младшей группе Составил : Воспитатель Ермакова Елена Викторовна Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе Тема «Игрушки» Программное содержание : систематизировать знания детей об игрушках; форми-ровать обобщающее понятие "Игрушки", совершенствовать умение описывать...

Интегрированное занятие по экспериментальной деятельности и нетрадиционному рисованию «Друзья для Капитошки» Интегрированное занятие по экспериментальной деятельности и нетрадиционному рисованию «Друзья для Капитошки» Воспитатель : Украинская Наталья Ивановна, МБДОУ «ДС «Ромашка» , р.п. Усть–Абакан, Республика Хакасия Цель : создание социальной ситуации развития детей в процессе...

Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за грецким орехом»

Публикация «Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за грецким...» Цель: познакомить с характерными особенностями, свойствами грецкого ореха, его значением. Задачи: Образовательные: познакомить детей с историей появления этого дерева в России, расширить знания детей о характерных особенностях и свойствах дерева и его плодов - орехов....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Вода - источник жизни на земле. Где живёт вода? Для кого она важна? И какими свойствами обладает она? Мы попытались разобраться совместно с детьми. Цель: дать элементарные знания детям о некоторых свойствах воды; Задачи: формировать представление о воде, её назначении и важности...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Спасти Колобка» во второй младшей группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» пгт Пионерский Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром + развитие речи» на тему «Спасти Колобка» с детьми второй младшей группы Составлен...


Спортивно-развлекательное мероприятие по ознакомлению с правилами дорожного движения \"Дорожная азбука\" для детей старшей группы. Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Задачи: Формирование интереса к ознакомлению с правилами дорожного движения;...

Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект познавательного мероприятия «Многообразный мир профессий»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новокубанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Конспект познавательного мероприятия «Многообразный мир профессий» Составил воспитатель: Н. Е. Маргаченко хут. Марьинский 2019...

Конспект НОД по экспериментированию с водой и другими предметами. Цель: Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности; Задачи: Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление и умение делать выводы. Используемый материал: Таз с водой, полотенце,...

В этой статье:

Ребенок знакомится с миром прежде всего посредством личных ощущений и переживаний. Нужно понимать, что исследовательская, равно как и творческая, деятельность ребенка дошкольного возраста во многом будет зависеть от накопленного им в ходе изучения окружающего мира знаний. Иными словами, познавательное развитие детей дошкольного возраста - это не что иное, как получение опыта и знаний об окружающем мире.

Что собой представляет познавательно-исследовательская деятельность (ПИД) дошкольника?

Зарождение ПИД происходит в самом раннем детстве. Выражается это интересом малыша к окружающим его предметам, у которых он выделяет разные признаки.

Ближе к школьному возрасту ПИД у ребенка становится ведущей. Малышу интересно узнать о том, что находится внутри его игрушек
и других предметов, он увлечен познанием общества и стремится к систематизации своих представлений о мире.
В ходе познания детьми окружающего мира можно выделить несколько основных этапов:

  • любопытство;
  • осмысленность;
  • воображение;
  • использование приобретенных навыков.

Любопытство . С самого рождения малыш готов к знакомству с окружающим миром. Чем старше он становится, тем больше любопытства проявляет.

Осмысленность . В дошкольном возрасте малыши становятся более осмысленными. Дети уделяют особенное внимание интересным для них объектам, что, в свою очередь, стимулирует развитие познавательной деятельности.

Воображение. Наглядно-образное мышление наряду с воображением в дошкольном возрасте переходят на новый уровень.

Приобретенные навыки в деле. В дошкольном возрасте ребенок начинает отдавать себе отчет в том, что его действия приводят к какому-то результату. Малыш делает попытки предугадать события, которые станут результатом его действий. Все, что он делает, он делает потому, что ему это действительно интересно.

В процессе ребенок получает массу новых сведений из окружающего мира, усваивает новые навыки, приобретает бесценный личный опыт. В результате в детском сознании происходят изменения в картине мира, который дети теперь видят более гармоничным и целостным.

Развитие ПИД в 3-4 года

Уже к трехлетнему возрасту у детей скапливается целый багаж собственных впечатлений и умозаключений, связанных с окружающим миром. Они уже свободно ориентируются на территории, где часто бывают (дома, во дворе, в детском саду), запоминают названия предметов, знакомятся с их свойствами.

Нужно понимать,
что все эти понятия в сознании ребенка пока недостаточно крепкие. Малыши не всегда способны провести логические цепочки между названием, характеристиками и назначением предметов. Они постепенно изучают эти вопросы и ближе к концу 4-го года будут ориентироваться в них свободнее.

Инстинкт исследователя толкает ребенка на новые открытия, требующие раздвижения привычных жизненных рамок. Малыш старается изучить как можно больше новых предметов, проявляет повышенный интерес к разнообразным явлениям. Между тем накопленные сведения практически бессвязны.

Только ближе
к 4-5 годам накопленная ранее информация начинает систематизироваться, и познавательное развитие дошкольника переходит на новый, более качественный уровень.

Выделяют четыре основных направления познавательной активности дошкольников:

  • знакомство с новыми предметами и явлениями;
  • проведение связей между ними;
  • избирательные интересы;
  • формирование положительного взгляда на окружающий мир.

Новый шаг в познавательном развитии дошкольника 5-6 лет

Желание перейти на новый уровень в познавательной
активности у детей, как правило, наступает после 4 лет. Именно в это время они стараются извлечь максимум пользы из накопленных ранее сведений об окружающем мире. Для малыша такого возраста это очень непросто. Он постоянно хочет извлечь из множества информации что-то действительно нужное, систематизировать сведения для понимания ситуации.

Задача взрослых - деликатно помочь ребенку в построении элементарных связей, поощряя его избирательный интерес к отдельным явлениям и предметам.

К 5-6 годам малыш проявляет особую любознательность ко всему, что его окружает. Он пытается освоить как можно больше, даже то, что пока ему неподвластно. У дошкольников в этом возрасте все еще несовершенны способности к использованию поступающей информации об окружающей среде. Дети сталкиваются с избытком сведений, которые пока не в состоянии самостоятельно переработать, равно как и просто понять. Результатом может стать перегрузка сознания и угасание желания вести познавательную деятельность.

Как правило, у ребенка в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать:

  • желание расширить кругозор;
  • стремление к выстраиванию связей и отношений;
  • желание понять свое место в окружающем мире.

Для достижения цели ребенок в пять лет может пользоваться:


Умение ребенка сравнивать, анализировать и обобщать в старшем дошкольном возрасте позволяют лучше разбираться в накопленных и отчасти систематизированных сведениях об окружающем мире.

В отличие от ребенка младшего дошкольного возраста, старшие дошкольники интересуются не миром в общем, а лишь той его частью, что их окружает.

Развитие познавательной активности в 6-7 лет

К 6 годам дети успевают накопить достаточно много информации, которая требует систематизации. И снова на помощь обязательно должны прийти взрослые, которые смогут направить процесс в нужное русло. С их помощью у ребенка должно получиться:

  • наладить причинно-следственные связи;
  • упорядочить информацию.

Работая со старшими дошкольниками, нужно обратить их внимание на то, что каждое из последствий может иметь несколько причин. Умение выделять и анализировать причинно-следственные связи поможет ребенку активно развиваться в разных направлениях.

Занятия по предмету «Окружающий мир» для детей-дошкольников 5 лет включают множество различных тем. Из всего многообразия наши специалисты выбрали временные представления. С чем это связано? Во-первых, временные представления необходимо формировать в дошкольном возрасте - для детей 5-6 лет это важный аспект познания окружающего мира. Во-вторых, ни одно собеседование при приеме в школу не обходится без вопросов по данной теме. Кроме того, остальная информация по ознакомлению ребенка 5-6 лет с окружающим миром достаточно подробно представлена в блоках «Развитие» и «Науки». Выполняя задания, дошколята еще раз повторяют времена года и их последовательность, знакомятся с днями недели, частями суток и часами.

Большинство упражнений-тестов в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» имеют подробное объяснение. Оно содержится в обучающем видео перед заданиями, а также приводится в том случае, если малыш дал неправильный или недостаточно полный ответ.

Какова форма подачи материала?

Чтобы помочь дошкольникам в усвоении информации в процессе занятий, для всех упражнений в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» мы предусмотрели специальные тематические картинки и озвученный текст. Некоторые задания задействуют также двигательную сферу. Все упражнения в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» можно выполнить в режиме онлайн.

Как происходит оценка результатов?

За выполнение заданий в блоке «Окружающий мир для детей 5 лет» предусмотрена награда. Малыши получают виртуальные кубки, медали и т. д. Они становятся своего рода стимулом для ребенка и позволяют повысить его интерес к подобным занятиям. Практически все задания в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» оцениваются в зависимости от того, с какой попытки ребенок дал правильный ответ. При этом в случае необходимости малыш сможет вернуться к сделанному ранее упражнению, чтобы улучшить прежний результат и получить более высокую награду.

Перед тем как приступить к выполнению заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5-6 лет», мы рекомендуем пройти тестирование. Полученные результаты помогут понять, на каких темах потребуется остановиться более подробно. Кроме того, родителям будет легче определить, с каких именно заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5 лет» стоит начать обучение.

Нина Русина
Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир » . Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для детей предшкольной группы составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире . Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир » состоит из трех составляющих : предметное окружение , явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Природное окружение . Экологическое воспитание. Цель раздела – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач :

Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды .

Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) .

Формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.

Развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.

Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.

Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира .

Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.

Развитие интереса к миру природы.

Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.

Расширение представлений детей о родном крае.

Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на принципы :

Энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает ;

Природосообразность (человек- часть природы, и он подчиняется ее законам) ;

Воспитательная ценность знаний.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно- познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает :

Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира ;

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух) ;

Ознакомление с предметами быта, необходимых человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.) ;

Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении .

Программа адресована

Детям предшкольной группы МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

Сроки реализации программы : данная программа рассчитана на 1 год- 34 часа(1 занятие в неделю) .

Характеристика возрастных и психологических особенностей.

В возрасте 5-7 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится не только членом семьи, но и носителем определенной общественной информации. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом в этом возрасте.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, внимание дошкольников, оно становится произвольным. Развивается связная речь. В предшкольной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

Связь программы со смежными дисциплинами :

Физическая культура

Развитие речи

Организация воспитательного процесса.

Игровые технологии.

Методы воспитания и обучения :

Словесный метод (рассказ,объяснение, беседа, работа с книгой и тетрадью ).

Наглядный метод (показ картин, карточек, плакатов, презинтаций и др.)

Метод дидактических игр

Проблемный метод

Частично- поисковый

Характеристика компетенций.

В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции :

Познавательная компетентность

Личностная компетентность

Самообразовательная компетентность

Социальная компетентность

Компетентное отношение к собственному здоровью, личностного самосовершенствования

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность.

Знания, умения и навыки к концу учебного года :

К концу года дети могут :

Различать и называть виды транспорта; предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.

Знать, что предметы – это творение человеческой мысли.

Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Иметь представление об истории создания предметов.

Знать дату своего рождения,свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей.

Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.

Иметь первичные представления о школе, библиотеке.

Ухаживать за растениями в уголке природы.

Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Календарно – тематическое планирование.

Наименование темы Кол –во часов Дата

Сентябрь : День знаний. (н. р. к. *) 1

Природа и человек. 1

Опасные ситуации. 1

Дары осени. (н. р. к.) 1

Мой дом, моя семья. (н. р. к.) 1

Где зимуют лягушки. 1

Права и обязанности дошкольника. 1

Листопад, листопад – листья желтые летят. 1

Октябрь : Экскурсия в школу. (н. р. к.) 1

Путешествие в осенний лес. (н. р. к.) 1

Транспорт. 1

Улетают журавли. 1

На выставке кожаных изделий. 1

Как звери к зиме готовятся. 1

Экскурсия в школьную столовую. (н. р. к.) 1

Природа и мы. 1

Ноябрь :

Наша планета. Планета Земля в опасности. 1

Дерево умеет плавать. 1

Путешествие по Африке. 1

Шестиногие малыши. 1

Экскурсия в библиотеку. (н. р. к.) 1

Пришла осень, привела погод восемь. 1

Декабрь :Род и родословие. (н. р. к.) 1

Встреча зимы. (н. р. к.) 1

Воздушный транспорт. 1

Подземные богатства Земли. (н. р. к.) 1

Наземный транспорт. 1

С какой ветки детка. 1

Откуда елка в гости пришла. (н. р. к.) 1

Кто охраняет окружающую среду . 1

Январь : Путешествие в прошлое предмета. 1

Юный эколог. 1

Знакомство с дорожными знаками. 1

Австралия. 1

Водный транспорт. 1

Зимующие птицы. (н. р. к.) 1

Экскурсия в школьный музей. (н. р. к.) 1

Уголок планеты, где мы живем. (н. р. к) 1

Февраль : Знакомьтесь : мой друг – компьютер. 1

Домашние и дикие животные. (н. р. к) 1

Рассказ воспитателя о работе конюха . (н. р. к.) 1

Животный мир полярных районов. 1

Наша армия родная. 1

Растения и жизнь на Земле. 1

Чудо чудное. Диво дивное – золотая Хохлома. 1

Мы все – жители планеты Земля. 1

Март : Бабушкин сундук. (н. р. к.)

Праздник «Веснянка» .

Дымковская игрушка. 1

Лес и человек. 1

Народный праздник Масленица. Птицы прилетели – весну принесли. (н. р. к.) 1

Москва – столица России. 1

Знакомство с пресмыкающимися. 1

Апрель : Правила и безопасность дорожного движения. 1

Растения рядом с нами. (н. р. к.) 1

Хочу быть космонавтом. 1

Царство растений : травы. (н. р. к.) 1

Праздник Земли. Земля – наш общий дом. 1

Кто главный в лесу? 1

Май : Наша армия. День Победы. 1

Времена года. 1

Здоровая пища. (н. р. к.) 1

Сезонная одежда. (н. р. к.) 1

Здравствуй, лето красное. 1

*национально-региональный компонент

© 2024 beautyokrzn.ru
Красота и стиль